”Про писателя скажут – почерк, а что сказать про композитора, которого ни с кем не спутаешь?
Воспользуемся советом Шостаковича: ”Чтобы полюбить музыку – надо прежде всего ее слушать"
Чтобы раз и навсегда полюбить Кинера - послушайте его песни."

Ефим Шифрин


"КТО ВЫ, МАСТЕР ГРИША”?

      “Они поют профессионально, артистично и, что сейчас почти не принято, пишут музыку на прекрасные стихи. Каждая песня – маленький спектакль. Это делает их совершенно уникальным дуэтом. Ведь бытует же в народе частушка: 

                                         Мой миленок так себе –
                                         Не играет на трубе.
                                         Я б миленка кинула,
                                         Хочу я Борьку Кинера.
                                         Подымай, подруга, флаг –
                                         Рядом Мишка Цитриняк! ”

       Слова эти , принадлежащие одному из “столпов”  авторской песни Владимиру Бережкову, бьют, что называется , “не в бровь, а в глаз”. Дуэт Борис Кинер – Миаил Цитриняк, несмотря на молодость (скоро ему “стукнет” пять лет ), прочно вошел в число самых популярных в мире бардовской песни – мире, в котором жили и творили такие гиганты, как Юрий Визбор и Булат Окуджава.
       Пообщаться с Борисом и Михаилом нам удалось в день одного из концертов, во время антракта. Народ в гримерку вбегал, выбегал, кто-то пытался излить свой восторг на головы уставших, но довольных “героев дня”. Был нормальный сумасшедший дом за кулисами…

- Борис, как Вы пришли к занятиям музыкой? Вы же питомец Щукинского училища…
- Ну, вообще-то я музыку пишу класса с пятого. Братец мой, Михаил Кинер, стихи пишет с четырех лет. Постепенно , когда я учился в Москве в театральном, мы стали с моим братом петь публично, были победителями всяких КСП-шных конкурсов. Наш дуэт называли тогда “Кинера”. Но после отъезда его в 1982 году во Францию (где он благополучно живет и работает до сих пор) я выпал из этого дела, мне оно стало неинтересно. Я занимался театром, писал музыку… Кстати, музыка – это, наверное, уже моя третья специальность.
- ???
- По своей первой профессии я учитель математики, закончил педагогический институт. А потом пошел на актерский, потому что только там через искусство можно было выражать свою гражданскую позицию. За это, кстати, и поплатился: меня чуть не выгнали из института, потому что на третьем курсе я сделал “Иуду Искариота” Леонида Андреева…То есть мальчиком был хулиганским. Миша как раз ставил этот отрывок, от которого все училище энное количество времени трясло.
- А Вы, Михаил, на режиссера учились?
- Сначала на актера, потом на режиссера – меня взяли сразу на третий курс очной режиссуры. Работал во МХАТе, в Театре на Малой Бронной и Театре Ермоловой.  Затем я оставил государственные структуры и пришел в театр – студию  “Наш театр”. Там мы опять с Борей встретились и работали вместе. Потом меня избрали президентом Ассоциации театров-студий СССР, потом закончился СССР – через два года.  В 1990 году Боря уехал жить и работать во Францию, где пробыл пять лет. Я пытался в то время здесь с тем маленьким театром работать – когда работать было уже невозможно, начал преподавать в Щукинском училище, работал на телевидении и т.д. Боря периодически приезжал сюда…
- И тут его пригласил Михаил Кочетков в свое “Гнездо глухаря”…
- Да, поскольку Боря был лауреатом всего, чего возможно еще в конце 70-х – начале 80-х его прекрасно знали. Миша позвал Борю на прямой эфир. А Боря позвал меня, потому что мы еще с института вместе пели. Ну, пели и пели, ничего не репетировали, на слух пристраивались и все. Мы пришли.                                        А у Мишки передача была замечательная, туда звонили и просили :”А спойте вот это…” Мы актеры профессиональные, мы не боимся впрямую разговаривать…А потом, там своя стихия – если вдруг песню не знаем, то нам песенник дают…И так получилось (а в тот раз не пришел кто-то третий, хотя должен был быть), что мы тогда часа два сидели в прямом эфире , веселились вовсю, шутки травили…Проходит какое-то время, и уже приглашают нас вдвоем….Мишка звонит и говорит:”Слушайте! Из поющих у вас самый высокий рейтинг – наверное, передача виновата! ” В итоге, мы четыре или пять раз там были, и нам это ужасно понравилось. Выступали у Мишки в домашних концертах, еще где-то….Самое интересное, что нас стали узнавать в самых разных местах, вплоть до подмосковных электричек! Это нас потрясло. И тогда мы решили, что раз мы ничего  особенного не делаем, а нас приглашают вполне регулярно – пора “оформлять дуэт”.
- Значит толчок к созданию дуэта дал Кочетков?
- Получается, что так. Окончательно же решение было принято, пожалуй, после мюнхенского Тольбот-фестиваля. Это огромный музыкальный фестиваль (Мюнхен – вообще одна из европейских музыкальных столиц), в котором мы участвовали наравне с мощным джазом со всего мира, наравне с Майклом Джексоном. Уровень представляете? И вот из России пригласили нас единственных!  Мы, не репетируя, концерт построили так: на сцену ставили стол. Бутылку водки, закуску – икорочку и т.п., и таким образом выступали – пели, пили и закусывали, выпивая за концерт бутылку. Тем . кто не верил, что все это настоящее, мы давали попробовать. И вместо одного концерта мы таким образом дали пять или шесть. После чего решили, что поскольку у нас так все хорошо получается , а поскольку театральная работа в какой-то момент закончилась, сама жизнь нас подталкивает:”Ребята! Работайте вместе!” А на дворе стоял ноябрь 1996 года…
- Борис, а вы во Франции чем занимались?
- Без дела не сидел. Поначалу трудно было – язык и т.п. Работал в русских ресторанах – гениальная, кстати, песенная школа, работал в нотном издательстве, параллельно озвучивал мультфильмы для России. Потом был совместный с французами проект в Театре Маяковского – играли на его сцене, а потом во Франции. Спектакль назывался “Русский сон” – вариации на тему Обломова. Пьеса была специально написана “двунациональной”: персонажи были французами и русскими, соответственно брались и актеры. Занимался я концертной деятельностью, в каких-то гала-концертах участвовал во Франции, потом приезжал сюда , с Мишей мы несколько проектов делали. То есть занимался , как обычно, музыкой и театром.
- На театральную сцену в качестве актера не тянет?
- Сейчас – нет. Я уже говорил, что раньше для меня театр был единственным местом, где можно было выразить свою гражданскую позицию. Спектакль можно было сдать, а потом – делай, что хочешь. Кино можно было положить на полку, оно сделано единожды и без вариаций. На театре вариации были. Сейчас ситуация несколько иная.
- Как бы Вы охарактеризовали репертуар Вашего дуэта?
- Наверное, это “не совсем авторская песня”, потому что мы поем все – русские народные песни, классические романсы, цыганские, еврейские, бардовскую классику, свои песни. В результате мы с полгода назад пришли к названию своего дуэта (а название было нужно, потому что “Борис Кинер и Михаил Цитриняк” ни запомнить, ни выговорить невозможно, с этим мы сталкивались постоянно) – “Мастер Гриша”. И для определения жанра, в котором мы работаем , приставка, которую мы придумали совсем недавно, будет такая:”Арт-зонг дуэт” (”Арт-зонг ”  - песня с достаточной долей театральности, вспомните Брехта хотя бы  ). И вот мы выпустили первый альбом – там половина песен на стихи моего, остальные на стихи Чухонцева и еще пара романсов;
 второй диск - “Хризантема” – это мои романсы на стихи Иннокентия Федоровича Анненского, и сейчас пишем третий – чисто исполнительский (туда войдут Визбор, Окуджава, наш замечательный друг Володя Бережков, русские народные – “Дубинушка”, ”Ямщик” и т.д.) Ну и планов громадье. В общем, старые дяденьки, а дуэт молодой. 
За эти четыре года мы как бешенные догоняли свой возраст, надо же было что-то делать! Это время – как театральный институт, как в бою, мы свои университеты проходили прямо на площадках.        У нас неплохая продукция выходит – рекламная, плакаты выпустили большие одними из первых, очень хорошего качества, буклеты и т.д. Это, конечно, благодаря колоссальному организаторскому таланту Миши. Кроме его творческих талантов, он еще и прекрасный  организатор. Как мне иногда говорят: “Тебе везет, у тебя есть Цитриняк, поэтому тебе и диски легко выпускать”! ”Где делали диски?” - ”Цитриняк занет”. - ”Где плакаты?” - ”Цитриняк скажет”. - ”Хорошо тебе!”…Кроме того, Миша очень талантливый режиссер, что называется, ”без дураков”.
- В дуэте лидер есть?
- Нет, мы равноправны. Кто что умеет – тот тем и занимается. Если мне поручить организаторские дела – я буду как известный персонаж Шолом-Алейхема, который если начал шить фату – в местечке переставали жениться, если начинал делать гробы –  то переставали умирать. Я умею писать музыку, вот я ее и пишу.

БЕСЕДОВАЛ: ВАЛЕРИЙ БРОК

“Инженер транспорта”, №5, 01.05.2001
._