” Мне очень импонирует сочетание страстности, мелодизма и актерской подачи, к счастью , не в ущерб искренности. Эти составляющие и создают образ дуэта, который расширяет наше представление об интонационных возможностях авторской песни.”
В. Мищук


"КТО ВЫ, МАСТЕР ГРИША”?

      “Они поют профессионально, артистично и, что сейчас почти не принято, пишут музыку на прекрасные стихи. Каждая песня – маленький спектакль. Это делает их совершенно уникальным дуэтом. Ведь бытует же в народе частушка: 

                                         Мой миленок так себе –
                                         Не играет на трубе.
                                         Я б миленка кинула,
                                         Хочу я Борьку Кинера.
                                         Подымай, подруга, флаг –
                                         Рядом Мишка Цитриняк! ”

       Слова эти , принадлежащие одному из “столпов”  авторской песни Владимиру Бережкову, бьют, что называется , “не в бровь, а в глаз”. Дуэт Борис Кинер – Миаил Цитриняк, несмотря на молодость (скоро ему “стукнет” пять лет ), прочно вошел в число самых популярных в мире бардовской песни – мире, в котором жили и творили такие гиганты, как Юрий Визбор и Булат Окуджава.
       Пообщаться с Борисом и Михаилом нам удалось в день одного из концертов, во время антракта. Народ в гримерку вбегал, выбегал, кто-то пытался излить свой восторг на головы уставших, но довольных “героев дня”. Был нормальный сумасшедший дом за кулисами…

- Борис, как Вы пришли к занятиям музыкой? Вы же питомец Щукинского училища…
- Ну, вообще-то я музыку пишу класса с пятого. Братец мой, Михаил Кинер, стихи пишет с четырех лет. Постепенно , когда я учился в Москве в театральном, мы стали с моим братом петь публично, были победителями всяких КСП-шных конкурсов. Наш дуэт называли тогда “Кинера”. Но после отъезда его в 1982 году во Францию (где он благополучно живет и работает до сих пор) я выпал из этого дела, мне оно стало неинтересно. Я занимался театром, писал музыку… Кстати, музыка – это, наверное, уже моя третья специальность.
- ???
- По своей первой профессии я учитель математики, закончил педагогический институт. А потом пошел на актерский, потому что только там через искусство можно было выражать свою гражданскую позицию. За это, кстати, и поплатился: меня чуть не выгнали из института, потому что на третьем курсе я сделал “Иуду Искариота” Леонида Андреева…То есть мальчиком был хулиганским. Миша как раз ставил этот отрывок, от которого все училище энное количество времени трясло.
- А Вы, Михаил, на режиссера учились?
- Сначала на актера, потом на режиссера – меня взяли сразу на третий курс очной режиссуры. Работал во МХАТе, в Театре на Малой Бронной и Театре Ермоловой.  Затем я оставил государственные структуры и пришел в театр – студию  “Наш театр”. Там мы опять с Борей встретились и работали вместе. Потом меня избрали президентом Ассоциации театров-студий СССР, потом закончился СССР – через два года.  В 1990 году Боря уехал жить и работать во Францию, где пробыл пять лет. Я пытался в то время здесь с тем маленьким театром работать – когда работать было уже невозможно, начал преподавать в Щукинском училище, работал на телевидении и т.д. Боря периодически приезжал сюда…
- И тут его пригласил Михаил Кочетков в свое “Гнездо глухаря”…
- Да, поскольку Боря был лауреатом всего, чего возможно еще в конце 70-х – начале 80-х его прекрасно знали. Миша позвал Борю на прямой эфир. А Боря позвал меня, потому что мы еще с института вместе пели. Ну, пели и пели, ничего не репетировали, на слух пристраивались и все. Мы пришли.                                        А у Мишки передача была замечательная, туда звонили и просили :”А спойте вот это…” Мы актеры профессиональные, мы не боимся впрямую разговаривать…А потом, там своя стихия – если вдруг песню не знаем, то нам песенник дают…И так получилось (а в тот раз не пришел кто-то третий, хотя должен был быть), что мы тогда часа два сидели в прямом эфире , веселились вовсю, шутки травили…Проходит какое-то время, и уже приглашают нас вдвоем….Мишка звонит и говорит:”Слушайте! Из поющих у вас самый высокий рейтинг – наверное, передача виновата! ” В итоге, мы четыре или пять раз там были, и нам это ужасно понравилось. Выступали у Мишки в домашних концертах, еще где-то….Самое интересное, что нас стали узнавать в самых разных местах, вплоть до подмосковных электричек! Это нас потрясло. И тогда мы решили, что раз мы ничего  особенного не делаем, а нас приглашают вполне регулярно – пора “оформлять дуэт”.
- Значит толчок к созданию дуэта дал Кочетков?
- Получается, что так. Окончательно же решение было принято, пожалуй, после мюнхенского Тольбот-фестиваля. Это огромный музыкальный фестиваль (Мюнхен – вообще одна из европейских музыкальных столиц), в котором мы участвовали наравне с мощным джазом со всего мира, наравне с Майклом Джексоном. Уровень представляете? И вот из России пригласили нас единственных!  Мы, не репетируя, концерт построили так: на сцену ставили стол. Бутылку водки, закуску – икорочку и т.п., и таким образом выступали – пели, пили и закусывали, выпивая за концерт бутылку. Тем . кто не верил, что все это настоящее, мы давали попробовать. И вместо одного концерта мы таким образом дали пять или шесть. После чего решили, что поскольку у нас так все хорошо получается , а поскольку театральная работа в какой-то момент закончилась, сама жизнь нас подталкивает:”Ребята! Работайте вместе!” А на дворе стоял ноябрь 1996 года…
- Борис, а вы во Франции чем занимались?
- Без дела не сидел. Поначалу трудно было – язык и т.п. Работал в русских ресторанах – гениальная, кстати, песенная школа, работал в нотном издательстве, параллельно озвучивал мультфильмы для России. Потом был совместный с французами проект в Театре Маяковского – играли на его сцене, а потом во Франции. Спектакль назывался “Русский сон” – вариации на тему Обломова. Пьеса была специально написана “двунациональной”: персонажи были французами и русскими, соответственно брались и актеры. Занимался я концертной деятельностью, в каких-то гала-концертах участвовал во Франции, потом приезжал сюда , с Мишей мы несколько проектов делали. То есть занимался , как обычно, музыкой и театром.
- На театральную сцену в качестве актера не тянет?
- Сейчас – нет. Я уже говорил, что раньше для меня театр был единственным местом, где можно было выразить свою гражданскую позицию. Спектакль можно было сдать, а потом – делай, что хочешь. Кино можно было положить на полку, оно сделано единожды и без вариаций. На театре вариации были. Сейчас ситуация несколько иная.
- Как бы Вы охарактеризовали репертуар Вашего дуэта?
- Наверное, это “не совсем авторская песня”, потому что мы поем все – русские народные песни, классические романсы, цыганские, еврейские, бардовскую классику, свои песни. В результате мы с полгода назад пришли к названию своего дуэта (а название было нужно, потому что “Борис Кинер и Михаил Цитриняк” ни запомнить, ни выговорить невозможно, с этим мы сталкивались постоянно) – “Мастер Гриша”. И для определения жанра, в котором мы работаем , приставка, которую мы придумали совсем недавно, будет такая:”Арт-зонг дуэт” (”Арт-зонг ”  - песня с достаточной долей театральности, вспомните Брехта хотя бы  ). И вот мы выпустили первый альбом – там половина песен на стихи моего, остальные на стихи Чухонцева и еще пара романсов;
 второй диск - “Хризантема” – это мои романсы на стихи Иннокентия Федоровича Анненского, и сейчас пишем третий – чисто исполнительский (туда войдут Визбор, Окуджава, наш замечательный друг Володя Бережков, русские народные – “Дубинушка”, ”Ямщик” и т.д.) Ну и планов громадье. В общем, старые дяденьки, а дуэт молодой. 
За эти четыре года мы как бешенные догоняли свой возраст, надо же было что-то делать! Это время – как театральный институт, как в бою, мы свои университеты проходили прямо на площадках.        У нас неплохая продукция выходит – рекламная, плакаты выпустили большие одними из первых, очень хорошего качества, буклеты и т.д. Это, конечно, благодаря колоссальному организаторскому таланту Миши. Кроме его творческих талантов, он еще и прекрасный  организатор. Как мне иногда говорят: “Тебе везет, у тебя есть Цитриняк, поэтому тебе и диски легко выпускать”! ”Где делали диски?” - ”Цитриняк занет”. - ”Где плакаты?” - ”Цитриняк скажет”. - ”Хорошо тебе!”…Кроме того, Миша очень талантливый режиссер, что называется, ”без дураков”.
- В дуэте лидер есть?
- Нет, мы равноправны. Кто что умеет – тот тем и занимается. Если мне поручить организаторские дела – я буду как известный персонаж Шолом-Алейхема, который если начал шить фату – в местечке переставали жениться, если начинал делать гробы –  то переставали умирать. Я умею писать музыку, вот я ее и пишу.

БЕСЕДОВАЛ: ВАЛЕРИЙ БРОК

“Инженер транспорта”, №5, 01.05.2001
._