”Бывает, чем дольше знаешь человека, тем хуже для вас обоих. Но тут случай обратный – с Мишей Цитриняком я знаком лет эдак двадцать , чуть меньше с Борисом Кинером, а видеть их, слушать их песни – доставляет все большее удовольствие.”
Виктор Шендерович


"ДВЕ ГИТАРЫ ПО ДОРОГЕ К СЕРДЦУ"

   Положа руку на сердце, еще год мы их совершенно не знали, хотя и в Москве, и в зарубежье самой разной дальности концерты Бориса Кинера и Михаила Цитриняка всегда идут с аншлагом. Но год назад они впервые выступили на нашей сцене, и смело можно утверждать, что к финальным аплодисментам в зале не осталось ни одного зрителя, равнодушного к этому потрясающему дуэту.

И вот 28 ноября на сцене Центра русской культуры вновь будут петь Борис Кинер и Михаил Цитриняк, и мы вновь получим истинное наслаждение от их виртуозного мастерства.

В самом деле, дуэт Кинера-Цитриняка – случай уникальный. Их с удовольствием слушают поклонники авторской песни. Но Кинер и Цитриняк, профессиональные актеры, выпускники знаменитого Щукинского училища, каждый свой концерт превращают в настоящий спектакль, где герои – не только два артиста с гитарами, но и те авторы, чьи песни они исполняют, те люди, с которыми сводила жизнь на извилистых дорогах творческой судьбы. А незаурядные вокальные данные этого маленького музыкального коллектива ставят дуэт Бориса Кинера и Михаила Цитриняка в один ряд с истинно профессиональными певцами.

 Они шли навстречу друг другу

 

Их голосача стозвучат по радио, они нередкие гости в телевизионном эфире, они постоянно гастролируют. Более того, познакомившись с дуэтом Кинера-Цитриняка, его приглашают вновь и вновь, без каких бы то ни было опасений, что на следующий концерт публика может не явиться. И они никогда не обманывают ожиданий, ибо подлинное мастерство просто не может наскучить. Ведь совсем не случайно Ефим Шифрин как-то сказал: «Про писателя скажут – почерк. А что сказать про композитора, которого ни с кем не спутаешь? Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать, советовал Шостакович. Чтобы раз и навсегда полюбить Кинера – послушайте его песни».

Борис Кинер действительно особое явление на музыкальной сцене (не хочется говорить – на эстраде, именно – на сцене). Но, назвав имя Бориса Кинера, нужно тотчас же поставить рядом имя Михаила Цитриняка, ибо дуэт этот неразрывен: они так удачно дополняют друг друга, на вид флегматичный Кинер и импульсивный Цитриняк, что сегодня представить их по отдельности просто невозможно. А ведь они не всегда были единым творческим целым, и хотя вместе учились на актерском факультете, поначалу шли разными творческими дорогами. У Бориса Кинера они пролегли через музыкальный Париж, а у Михаила Цитриняка - через московскую режиссуру. Причем у обоих дела шли вполне успешно. Но если было суждено родиться дуэту Кинера-Цитриняка, то так оно и случилось.

Вообще-то Бориса Кинера, композитора и гитариста, начинавшего свою исполнительскую деятельность в одиночку, не слишком привлекал сценический монолог. Сначала он стал работать со своим братом, но тот в 1982 году уехал жить и работать во Францию - дуэт распался. Борис остался в Москве, писал музыку для театра и телевидения, играл в спектаклях, потом тоже стал парижанином. Он и в Париже продолжал заниматься тем же, чем занимался в Москве: писал музыку к спектаклям, как актер принимал участие в российско-французских проектах. Но никогда не расставался с песней, она для него по-прежнему оставалась самым главным в творчестве.

А В 1996 ГОДУ РОДИЛСЯ НОВЫЙ ДУЭТ

К этому содружеству Михаил Цитриняк шел своим путем. Вслед за актерским окончил режиссерский факультет родного театрального училища, работал режиссером в известных московских театрах, потом возглавил театр-студию «Наш театр», преподавал актерское мастерство в Москве, Ирландии и Нидерландах. Некоторые ошибочно полагают, что в знаменитом дуэте Кинер олицетворяет собой творческое начало, а Цитриняк – организационное. Если последнее и соответствует истине, то лишь в области жестких принципов, свойственных профессиональному театру, которые Цитриняк привнес в их творческий коллектив. Но в творческом отношении это подлинное содружество, радующее зрителей необыкновенно интересными концертами, а слушателей – профессиональными аудиоальбомами и кассетами.

 Театр, умноженный на вокал

В репертуаре дуэта – песни Бориса Кинера, классиков авторской песни, других современных авторов, а также цыганские романсы и народные песни, русские, украинские, еврейские. А все вместе - театр, умноженный на вокал. На самом деле у них счастливая творческая судьба: зритель по достоинству оценил их песни, похожие на маленькие спектакли, их программы, которые сродни интригующим сериалам. Передать словами всю актерскую мимику и песенную хореографию просто невозможно, потому что Кинера и Цитриняка мало просто слушать. Чтобы наверняка убедиться в том, что на сцене – подлинные артисты, их нужно лицезреть. И тогда воочию видишь, что все поставленные перед собой – впрочем, и перед зрителями тоже – творческие задачи они решают не заискиванием перед залом, не стремлением между песнями слегка повеселить публику (ей и без того на концерте не скучно), а исключительно средствами классного вокала, синтезированного с классным же актерским мастерством.

 Ровно год спустя

Отлично помню, как на прошлогоднем концерте в Таллинне публика ждала бардов. И получила ожидаемую бардовскую песню, романтичную и задушевную. Но при этом все увидели (а главное – услышали!) бесконечно одаренных в музыкальном отношении профессиональных артистов.

«В тот субботний, обжигающий ледяным ветром ноябрьский вечер они сыграли нам веселый и очень ироничный спектакль, положенный на музыку Кинера и других хороших авторов, пронизанный трогательной мелодией воспоминаний, проникнутый неподдельно искренним чувством многолетней дружбы. И было совершенно очевидно: ничто на свете не способно столь безудержно овладевать зрительскими душами, так властно покорять сердца, как эта неподдельная искренность, царившая в тот вечер в зале».

Так писала я о концерте Бориса Кинера и Михаила Цитриняка. И сегодня, ровно год спустя, готова слово в слово повторить сказанное, хотя за это время вполне можно было переоценить не только увиденное, но и свое к нему отношение.

Помню, с какой дружеской теплотой Кинер и Цитриняк приветствовали со сцены Эдуарда Томана и других однокашников по Щукинскому училищу, как трогательно благодарили пригласивших их на гастроли в Таллинн Вячеслава Рабочева и Татьяну Ольшаных, как непринужденно общались со зрителями. Но главное – как пели! А пели они так классно, что невозможно забыть этот концерт…

Элла АГРАНОВСКАЯ

"Молодёжь Эстонии", 16.11.2002
._