”Бывает, чем дольше знаешь человека, тем хуже для вас обоих. Но тут случай обратный – с Мишей Цитриняком я знаком лет эдак двадцать , чуть меньше с Борисом Кинером, а видеть их, слушать их песни – доставляет все большее удовольствие.”
Виктор Шендерович


ХУЛИГАНСКАЯ КОМЕДИЯ

В Забайкальском краевом драматическом театре с большим успехом прошла премьера музыкальной комедии "Ночь перед Рождеством" по мотивам произведения великого русского писателя Николая Гоголя. Поставил этот спектакль в собственной интерпретации московский режиссер Михаил Цитриняк.

Спустя неделю после премьеры отзывы о спектакле самые восторженные. Ведь такой неординарной комедии по пьесе Михаила Цитриняка не ожидал никто! — ни читинские театралы, ни актеры театра, ни... даже сам режиссер!?. При подготовке спектакля случилась одна неприятность: исполнитель роли Вакулы, Алексей Плетнев, на репетиции сломал ногу.

Как признается Цитриняк, срочно искать замену не стали. Чтобы превратить неожиданный минус в плюс, Михаил Григорьевич изменил сценарий, в котором появился новый негоголевский персонаж, друг Вакулы — Тереха, роль которого исполнил актер Алексей Терехин. Миссия свежеиспеченного героя проста — всегда быть рядом с Вакулой и там, где необходимо — станцевать за него, на лихом коне проскакать, девушку за талию обнять... Завсегдатаи театра подобного не припомнят. Дуэт Плетнева и Терехина изумителен, а потому и результат превзошел все ожидания. В этом случае напрашивается русская пословица: не бывает худа без добра. Большинство театралов сошлось во мнении, что небутафорский гипс только украсил спектакль.

После удачной премьеры Михаил Цитриняк задумался: "А не оставить ли Вакулу в спектакле на костылях, даже когда актеру снимут гипс?".

Пообщавшись с режиссером, я подумала, что он вполне может через месяц-два вообще переписать пьесу и дать этой постановке совершенно иную судьбу. Очень уж он талантливый и изобретательный человек этот Цитриняк. В советское время Михаил Григорьевич был ассистентом самого Анатолия Эфроса, а в последние годы больше известен как креативный продюсер "Мостелефильма", режиссер телепрограмм «Старая квартира», «Большой ремонт», сериалов «Не родись красивой», «Все смешалось в доме», «Срочно в номер-2» и других. Думается, что опыт постановки сериалов и помог Цитриняку мгновенно выдать потрясающий режиссерский ход, который приглянулся не только актерам, но и театралам.

Примечательно, что все в этой комедии новое — и декорации, и костюмы, и песни, и пьеса.

Для постановки спектакля Михаил Григорьевич привлек своих добрых московских друзей — поэтов А. Боссарт и И. Иртеньева, композитора Б. Кинера и художника А. Сидорину.

В спектакле участвуют как опытные актеры, так и недавние выпускники Щепкинского театрального училища. Он сделан, действительно, на столичном уровне. Особый шарм премьеры кроется в современном взгляде режиссера на классическое произведение. Многочисленные яркие танцы и живой вокал актеров не дают отвлечься от постановки ни на секунду. Причем каждая песня — это мини-спектакль со своей историей, судьбой и персонажами. Я бы назвала эту музыкальную комедию гвоздем юбилейного сезона Забайкальского краевого драматического театра.

По словам самого режиссера, спектакль получился хулиганским. Но и театралы, словно сговорившись с постановщиком, тоже уже называют эту комедию хулиганской. Если говорить о сюжетной линии, то она сводится к тому, что жители Диканьки вспоминают случай, произошедший на хуторе, находившемся неподалеку. Распределяют между собой роли и рассказывают читинскому зрителю эту историю. Искрометные шутки и яркие украинские народные присказки персонажей делают комедию просто уморительной.

Михаил Цитриняк говорит, что спектакль получился импровизационным:

— Пока актеры самую малость притронулись к хулиганству, которое в полной мере проявится спектакля через два-через три. Они должны втянуться в это бешеное хулиганство. Это будет дико смешно.

Мне, как человеку, любящему театр, очень сложно говорить об этой многогранной постановке, потому что она получилась грандиозной, с сотнями полутонов, нот, слов... Хочется отметить каждого актера, но их занято в спектакле более двадцати, и каждый по-своему зацепил и удивил. Однако не отметить мастерскую работу заслуженного артиста РФ Вениамина Прохорова, исполнившего ведущую роль рассказчика Фомы Фомича, было бы непростительной ошибкой. Этого персонажа и сам режиссер назвал главным нервом, сердцем комедии, без которого "Ночь перед Рождеством" не смогла бы состояться в сегодняшнем варианте. Именно Фома Фомич руководил настроением не только действующих лиц спектакля, но и разговаривал с залом. Вениамину Прохорову удалось исполнить давнюю мечту Михаила Цитриняка, стремившегося поставить импровизационный спектакль ресторанного типа, во время которого бы актеры общались с публикой.

Никого не оставил равнодушным и образ Оксаны, созданный молодой актрисой Анной Парцевой.

Знаю, что эта комедия со временем войдет в десятку лучших спектаклей Забайкальского краевого драмтеатра и останется в репертуаре надолго. Дай Бог, чтобы только актеры не устали импровизировать и хулиганить.

 

Ольга Стефанович, «Забайкальский рабочий», №40 (25498), 12.03.2010
._